Чаще всего арматуру применяют для армирования колонн, балок, перекладин, плит, панелей, а также для создания сборных и предварительно напряженных железобетонных изделий. При создании большинства железобетонных изделий возникает необходимость соединять отдельных прутки арматуры между собой. Обычно прутки укладываются внахлест и затем связываются вместе, что позволяет бетону передавать нагрузку с одного прутка на другой. Однако такой метод не является рациональным. Он также не подходит для создания колонн с высоким процентом армирования, ведь соединение арматуры внахлест приводит к увеличению диаметра колонны и большим затратам бетона.
Таким образом, возникает необходимость использовать сварку. Для соединения прутков арматуры обычно используют такие виды сварки: дуговая сварка плавящимся электродом в защитной атмосфере, дуговая сварка плавящимся электродом в газовой среде, контактная сварка (электрическая сварка сопротивлением) и ручная электродуговая сварка.
Естественно, все сварные соединения подлежат тщательному контролю, т.к. в процессе сваривания нескольких прутков арматуры возникают зоны термического воздействия, которые сильнее подвержены растрескиванию.
Как известно, стальная арматура производится из различных марок стали, которые отличаются химическим составом. Поэтому методике проведения сварочных работ уделяется особое внимание во избежание негативного влияния на прочность конструкции. Арматурные каркасы, собранные с применением сварки, должны соответствовать спецификации арматурной стали, а также безопасно транспортироваться, подниматься на высоту и монтироваться.
Если сварка выполняется на специализированном производственном предприятии, то заказчики получают предварительно подготовленную сварную конструкцию из арматуры, которая не требует последующего тестирования и полностью соответствует указанным требованиям. Однако при необходимости создания каркасов большой длины или с большими размерами поперечного сечения, сварка выполняется на строительной площадке.
Особое внимание следует уделять хранению изготовленных арматурных каркасов, т.к. ненадлежащие условия хранения могут стать причиной появления брака. Может возникнуть необходимость дополнительной обработки каркаса перед укладкой бетонной смеси. Чтобы избежать провисания каркасов от веса вышележащих деталей или от собственного веса, необходимо устанавливать прокладки. Каркасы, изготовленные из арматурных прутков, должны храниться в крытых складских помещениях или укрываться брезентом при хранении на территории строительной площадки.
Статью подготовила Александра Капустинская