Для создания прочной и долговечной конструкции необходимо использовать арматуру надлежащего качества, которая обладает необходимыми характеристиками. На свойства арматуры значительно влияет химический состав стали, из которой она изготовлена. Спецификация арматуры обычно определяется химическим составом и отдельными физическими свойствами.
Стальная арматура обычно разделяется на первичную и вторичную:
• первичная – это арматура, позволяющая конструкции выдерживать все расчетные нагрузки.
• вторичная – это распределительная арматура, которая используется для прочности и эстетичности
конструкции. Она предназначена для сопротивления возникновению трещин и напряжений, которые могут появляться под влиянием температурных изменений и усадки бетона.
Обычно стальная арматура производится из углеродистой упрочненной стали, которая подвержена коррозии. Защитный слой бетона позволяет достичь значения pH=12. Такого значения достаточно для предотвращения коррозионной реакции. Слишком тонкий защитный слой может стать причиной проблем, т.к. возникает доступ углерода и солей к стальной арматуре. Затем ржавчина разъедает металл, возникает значительное внутренне давление на бетон, что впоследствии приводит к появлению трещин, разломов и преждевременному разрушению конструкции.
Коррозия стальной арматуры – основная проблема при установке железобетонных конструкций в соленой воде. Для решения этой проблемы применяется арматура из низкоуглеродистой стали, легированной хромом, арматура с эпоксидным покрытием, оцинкованная арматура и арматура из нержавеющей стали. Естественно ее стоимость выше, однако она позволяет значительно увеличить срок службы конструкции. При транспортировке, хранении и монтаже арматуры с защитным покрытием следует избегать повреждений, т.к нарушение слоя защитного покрытия уже не делает ее устойчивой к влиянию агрессивной среды.
Стальная арматура, которая поставляется на строительную площадку, должна храниться недалеко от места использования. Стержни обычно укладываются на платформу, не соприкасаясь с землей, во избежание возникновения коррозии и попадания грязи (смазка, масло, краска, что впоследствии ухудшает сцепление с бетоном). Перед транспортировкой со склада арматура должна проверяться на наличие явной питтинговой (точечной) коррозии. Если арматуру необходимо хранить в морской среде (в пределах 10 км над уровнем моря) или долгий период времени, то пачки должны быть накрыты.
Статью подготовила Александра Капустинская