Строительная арматура – это стальные стержни, применяемые в процессе строительства для сооружения каркаса, который обеспечивает прочность всех элементов здания. Говоря другими словами, это вспомогательная конструкция, помогающая распределить нагрузки, что способствует увеличению несущей способности конструкции. Арматура повсеместно используется при устройстве фундамента, поскольку служит своеобразным усилителем свойств бетона, и не допускает его растекания. К тому же стальная арматура обладает рядом характеристик, которые можно отнести к достоинствам: устойчивость к резким сменам температурного режима, пластичность, прочность и высокие антикоррозийные показатели.
Существует два основных вида стальной арматуры: холоднокатаная проволочная и горячекатаная стержневая. Последняя более широко применима в наши дни, и имеет вид длинного стержня, обладающего гладким либо ребристым профилем. Арматура с рельефной поверхностью лучше соприкасается с бетоном, поэтому такой металлопрокат пользуется особым спросом. Вместе с тем, периодический профиль концентрирует напряжение, что влияет на снижение прочности стального материала.
По этой причине, если сцепление с бетоном не требуется, то в данном случае чаще применяют изделия с гладким поверхностным слоем. К слову, диаметр выпускаемых стержней варьируется в пределах 6 – 40 мм.
Производство стержневой арматуры осуществляется из легированной стали – стального материала, сплавленного марганцем и кремнием (иногда в состав добавляют титан и хром), благодаря чему в разы повышается прочность готового продукта. Под легированием подразумевают введение в расплавленную основу дополнительных веществ, которые воздействуют на усиление физико-механических свойств стали. Путем легирования производители стального металлопроката добиваются своеобразной модернизации базовых показателей износостойкости, прочности и устойчивости к коррозии.
При сооружении каркасов зданий, стержни арматуры свариваются либо соединяются при помощи специальной вязальной проволоки.
Диаметр холоднокатаной проволочной арматуры составляет 3-12 мм. Изготавливают такой металлопрокат, как из углеродистой, так и из низкоуглеродистой стали. Различают гладкую и рифленую проволочную арматуру. Стандартная арматурная проволока, сделанная из низкоуглеродистого материала, применяется для ненапрягаемой стержневой арматуры, а высокопрочная проволока из углеродистой стали – для напрягаемой.
Проволочная арматура с максимальным уровнем прочности является качественным товаром, однако, не очень востребованным в силу своей дороговизны, к тому же она требует использования высококачественного, сверхпрочного бетона, что также стоит не малых денег.
Канаты – еще один отдельный вид арматуры. Их скручивают из нескольких гладких проволок (2-19 шт.). Самыми ходовыми являются семипроволочные канаты, которые изготавливаются из шести проволок, скручиваемых по спирали вокруг центральной прямолинейной проволоки.
Отдельно нужно сказать и о различиях между холодно- и горячекатаной сталью. На начальном этапе обработки оба вида производятся методом горячей катки, после чего готовая горячекатаная листовая сталь разрезается на части. Некоторые из них идут в качестве заготовок для холоднокатаного изделия и подвергаются травлению, далее они проходят холодную прокатку. Холоднокатаная сталь выпускается толщиной не более 5 мм, но при этом отличается высоким качеством, и стоит дороже горячекатаной. Горячекатаная сталь, в свою очередь, тоже обладает преимуществами: помимо сравнительно низкой цены, она меньше подвержена коррозии.
Отдельно стоит упомянуть о таком виде строительной арматуры как жесткая (монтажная, несущая) арматура, которая является частью железобетонных конструкций. Сюда относят:
– швеллер, обладающий П-образным сечением, применяется как опорный элемент железобетонной конструкции ;
– двутавр, с сечением в форме буквы «Н», помогает при строительстве перекрытий и мостовых конструкций;
– уголок.
Существует и так называемая композитная неметаллическая арматура, сделанная из стеклянных, углеродных и базальтовых волокон, ее пропитывают термореактивным связующим. Применяется данный тип арматуры для тех же целей, что и металлическая, а особенно часто ее используют в зимний период. Дело в том, что зимой в растворы зачастую добавляют ускорители затвердения и противоморозные вещества, способствующие появлению коррозии металла. Композитная арматура же славится своими прекрасными антикоррозийными свойствами, низкой теплопроводностью и небольшим весом.
К недостаткам такого вида арматуры можно отнести низкий уровень устойчивости к воздействию высоких температур, меньшую упругость и невозможность сварки.
Любой из вышеперечисленных типов строительной арматуры подойдет для конкретной ситуации при определенных условиях работы. Поэтому перед покупкой необходимо проконсультироваться со специалистом, следуя рекомендациям которого вы выберете идеальный вариант для вашего случая.