Вне зависимости от климатических или географических условий железобетон является самым широко используемым строительным материалом в мире. Железобетон – это искусственный композитный строительный материал, который состоит из стальной арматуры и бетона. Арматура помогает распределить нагрузку в конструкции и увеличить несущую способность, что не позволяет бетону трескаться.
Еще древние римляне применяли армированные конструкции при возведении Пантеона в Риме, терм Каракаллы и мавзолея Адриана. Однако уникальная античная технология была утеряна. Впоследствии, в XVIII веке, армированная конструкция использовалась во время строительства Невьянской башни (г. Невьянск, Свердловская обл.) по приказу русского предпринимателя Акинфия Демидова. Чугунная арматура высокого качества использовалась для укрепления башни. Стоит отметить, что чугунные элементы до сих пор не изъедены ржавчиной.
И лишь в XIX веке стали широко использоваться каменные и металлические материалы. Технология армирования бетона совершенствовалась в течение всего XX века: вместо чугунной арматуры стала применяться стальная, а вместо гладкой – рифленая, что улучшило сцепление материалов. Таким образом, стало возможно возводить различные типы строений как на земле, так над землей, и в воде.
Параллельно развивалась и технология производства стальной арматуры. На начальном этапе качество металлопродукции оставляло желать лучшего. Негативное влияние оказывал высокий уровень нежелательных примесей, дефекты проката и дефекты литья. К примеру, образовывались зоны ликвации (повышенное содержание отдельных примесей), что делало металл более хрупким и снижало механические свойства. Лишь в средине прошлого века технологии позволили производить более надежную стальную арматуру.
После Второй мировой войны все больше и больше стала использоваться арматура периодического профиля, которая позволяет равномерно распределить нагрузку и улучшить качество сцепления.
В 70-х годах в Европе возникла идея создания стальных изделий, используемых для армирования, которые поддавались бы сварке. В результате, появилась микролегированная арматурная сталь, что стало значительным прорывом в металлургическом производстве.
В настоящее время современные прокатные станы позволяют производить стальную арматуру высочайшего качества, и соответствовать потребностям строительного рынка, который является ее основным потребителем.
Статью подготовила Александра Капустинская